АналитикаКоментарии

«Дело Керзаия» – жертва предвыборных распрей?

Главная прокуратура Грузии 11 февраля текущего года начала расследование возможного злоупотребления властью во время проверки, проведенной в Зугдидской публичной школе №6 в соответствии с частью первой статьи 332 Уголовного кодекса Грузии.

«В ходе следствия по делу будут проведены все необходимые следственные и процессуальные действия. Результаты расследования будут сообщены обществу дополнительно», – заявляют в Прокуратуре.

Краткая история

9 декабря прошлого года директор Зугдидской публичной школы №6 Ия Керзаия скончалась в результате инсульта. До этого, перед вторым туром президентских выборов она говорила о политическом давлении на нее. Керзаия говорила, что от нее требовали проводить агитаци в пользу кандидата Саломе Зурабишвили, которую поддерживала правящая партия.

«Приходил и ко мне человек, который сказал мне – про тебя говорят, что ты не являешься активистом Грузинской мечты, и попроси кого-нибудь, вышестоящего такого, которого ты должна убедить, что будешь заниматься агитацией и будешь работать, чтобы собрать голоса для Грузинской мечты, (в пользу) Зурабишвили», – говорила она в интервью «Рустави-2» перед смертью.

Директор школы и члены ее семьи говорили, что после отказа Керзаия подключиться к агитации, Министерство образования, науки, культуры и спорта, с целью реагирования на анонимное письмо, для проверки Зугдидской публичной школы № 6 направило Инспекционную службу, а после того, как эта служба написала заключение, направило рекомендацию Попечительскому совету школы освободить директора с занимаемой должности. Выпуск режиссера он рекомендует. Однако Совет счел аргументы министерства в пользу увольнения директора недостаточными и отказался освободить Ию Керзаия.

По словам членов семьи директорв Зугдидской публичной школы № 6, Ия Керзаия не справилась с давлением в ее отношении, что вызвало ухудшение ее здоровья. 2 декабря ее перевели в Зугдидскую реферальную больницу с диагнозом инсульта. После недельного пребывания в коматозном состоянии она скончалась в больнице 9 декабря.

Подробности истории

  • Жалоба Лаврентия Кирия

8 ноября прошлого года Министерство образования, науки, культуры и спорта получило жалобу на директора Зугдидской публичной школы № 6 Ию Керзаия от жителя Зугдиди Лаврентия Кирия. Кирия призывал ведомство отреагировать соответствующим образом на существующие в школе нарушения.

Из документа, опубликованного телекомпанией «Рустави 2», видно, что:

  • Письмо Кирия поступило в Министерство образования 8 ноября ровно в 13:34;
  • Документ был зарегистрирован в электронной системе в 13: 36, и в то же время оно попало к министру;
  • В 13:38 документ был отправлен в Инспекционную службу для реагирования;
  • В 13:42 оно уже было передано старшему аналитику первой категории.
  • В тот же вечер, в 6 часов уже был готов электронный приказ (№144) министра образования о назначении инспекции в Зугдидскую публичную школу №6.
  • На второй день (9 ноября) Инспекционная служба отправилась в Зугдиди для проверки школы.

Согласно сюжету телекомпании «Рустави-2» на эту тему, автор жалобы Лаврентий Кирия не проживает по указанному им адресу. Журналист не смог найти его по этому адресу. Его не могли припомнить ни соседи. Данные о Лаврентии Кирия не были найдены и в базе данных Дома юстиции Зугдиди.

В существовании Лаврентия Кирия не верит также и сын Ии Керзаия Бачана Шенгелия. Он подозревает, что анонимная жалоба была написана непосредственно в министерстве, и направление Инспекционной службы в Зугдидскую публичную школу №6 было заранее спланированным сведением политических счетов.

«Мы имеем дело с сокрытием преступления, системным преступлением. Это письмо составлено в Министерстве образования и подписано там же в канцелярии, сдано ими же и загружено в систему», – заявил он телекомпании «Рустави-2».

Разыскать автора анонимного письма также пытались представители партии Европейская Грузия. По словам депутата от этой партии Серги Капанадзе, для проверки он отправил письмо на имя Лаврентия Кирия по указанному им адресу, но письмо вернулось обратно. Партия также подозревает, что письмо с жалобой было написано непосредственно в министерстве с целью отправки в школу «группы зондеров» в качестве Инспекционной службы. Поэтому, по заявлению партии, вся ответственность за произошедшее возлагается именно на ведомство и министра.

  • Заключение Инспекционной службы

Инспекционная служба Министерства образования вошла в Зугдидскую публичную школу 9 ноября 2018 года, на второй день после того, как письмо поступило в министерство и заключение было сделано вскоре (в течение примерно двух недель).

После проведения инспекции в Зугдидской публичной школе №6 на протяжении одной недели (9-15 ноября) Инспекционная служба выявила следующие нарушения:

  • Нарушение санитарно-гигиенических условий в туалетах: туалеты для учеников, размещенные во дворе школы, были грязными и там царила антисанитария, туалеты не были убраны, были разбросаны окурки от сигарет, стоял резкий, неприятный запах канализации, не было мыла и бумаги, раковина для мытья рук была загрязненной, в ряде кабин не было урны или других средств для мусора, два туалета на первом этаже школы были закрыты. На двери одного из туалетов была надпись: «Временно закрыт из-за отсутствия воды», «Школьная вода непригодна для питья». Также было установлено, что кран для воды, находящийся во дворе школы, в день начала и завершения инспектирования был загрязнен.
  • Опасный спортзал: во время занятий спортивных уроков, воздух в спортзале настолько загрязнен, что сложно было дышать. В то же время, размещенный в зале разборный стол для тенниса из металлической конструкции стоял таким образом, что во время игры, если ученик упал бы, существовала угроза получения серьезных повреждений.

Согласно заключению, Инспекционная служба обнаружила нарушения в Зугдидской публичной школе №6 также и по направлению законности передачи школьного имущества третьим лицам, расчетов с бюджетом, реализации госзакупок, учета содержания имущества и административной деятельности.

Несмотря на соответствующие разъяснения со стороны школы на все замечания, описанные в заключении Инспекционной службы, Инспекционная служба рекомендовала вынести письменное предупреждение Зугдидской публичной школе №6 и рассмотреть вопрос о досрочном освобождении с должности Ии Керзаия.

Министр в Парламенте

После смерти директора Зугдидской публичной школы № 6 Ии Керзаия, парламентская оппозиция потребовала явки министра образования, науки, культуры и спорта Михаила Батиашвили в Парламент для дачи соответствующих разъяснений. Слушание Батиашвили в Парламенте проходило 7-8 февраля. Заседание Комитета по вопросам образования 7 февраля полностью было посвящено обсуждению вопроса Керзаия, на котором также присутствовал сын Ии Керзаия – Бачана Шенгелия.

Министру пришлось отвечать на ряд критических и острых вопросов со стороны парламентского меньшинства. Представители оппозиции обвинили Министерство в политизации системы и преследовании педагогов по политическим признакам.

Министр образования пытался доказать обратное. Он категорически исключил вопрос политического преследования против Ии Керзая и посоветовал оппозиции воздержаться от спекуляций на эту тему.

Пока не ясно, по какому направлению будет двигаться расследование и будет ли допрошен министр образования, науки, культуры и спорта. Оппозиция возлагает ответственность за случившееся именно на него. Семья умершей также не планирует прекращать борьбу и требует от следственного ведомства «строжайшего наказания виновных по делу».

«Обязательно использую все правовые пути, подожду расследования, только максимум в течение одного месяца, так как этого времени более чем достаточно для полного и объективного расследования дела. В противном случае мы готовы к любой мирной форме протеста, включая крайние формы», – написал на своей странице в Facebook сын Ии Кирзая Бачана Шенгелия.

Ассоциация молодых юристов Грузии о механизме инспектирования школ

Неправительственная организация Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) 11 марта опубликовала результаты исследования о проведенных Министерством образования, науки, культуры и спорта инспектирования в публичных школах в 2018 году, где указывает на возможное использование механизма инспектирования для мобилизации голосов.

В доклад также попал и случай инспектирования в Зугдидской публичной школе № 6 в ноябре прошлого года, за которым последовала смерть директора школы Ии Керзая.

Ассоциация молодых юристов поясняет, что согласно полученной организацией информации, на поступившие в министерство жалобы, как обычно, Служба инспектирования проводит сбор дополнительной информации и просит заявителя предоставить подробности. Организация считает, что необходимость проведения проверки в Публичной школе № 6 в Зугдиди не вырисовывалась, так как в заявлении, которое послужило основанием для проверки, о возможных нарушениях говорилось «только со ссылкой на общие подозрения, а не на конкретные факты».

АМЮГ заявляет, что быстрота рассмотрения жалобы, поданной против директора Зугдидской публичной школы № 6, со стороны министерства вызывает подозрение, что изучение письма не было проведено должным образом, и его рассмотрение в кратчайшие сроки, возможно, было «целенаправленным», «заранее спланированным процессом», целью которого было, предположительно, «оказание политического давления на директора школы (косвенно и на других директоров школ)».

В том же докладе АМЮГ отмечает, что в 2018 году в Министерстве образования было зарегистрировано 288 заявлений о публичных школ, из которых министерство провело проверку только в 7 случаях. Шесть из них были проведены в период между первым и вторым турами президентских выборов.

АМЮГ призывает Главную прокуратуру Грузии, в рамках расследования факта смерти директора Зугдидской публичной школы № 6 Ии Керзаия, изучить факты возможного использования инспекции в Министерстве образования в избирательных целях.

Почему важен этот вопрос?

На протяжении всей избирательной кампании оппозиция указывала на использование административного ресурса в пользу кандидата Саломе Зурабишвили, которую поддерживала правящая партия. Среди прочих, они заявляли, что педагогам публичных школ и воспитателям детских садов давали специальные инструкции, в которых, по утверждению оппозиции, были расписаны схемы составления сторонников Саломе Зурабишвили и проведения агитации в ее пользу.

Информация об использовании административного ресурса правящей партией в ходе предвыборной кампании была отражена также и в докладах международных наблюдательных миссий. Несмотря на это, не было видно признаков готовности властей к соответствующему реагированию на зафиксированные нарушения и их перенесения в правовой контекст. Это, в свою очередь, у граждан создает недоверие к государству и ощущение незащищенности во время свободного политического выбора, чтобы предоставляет властям еще больше рычагов для оказания влияния на уязвимые группы в пользу собственных интересов.

This post is also available in: ქართული (Georgian)

მსგავსი/Related

Back to top button