Бывший министр обороны и внутренних дел Бачо Ахалаия, который обвиняется в пытках, превышении служебных полномочий и незаконном лишении свободы, отказался от рассмотрения его дела присяжными заседателями.
Остальные обвиняемые по тому же делу, в том числе и бывший начальник Объединенного штаба ВС Георгий Каландадзе, также сделали выбор в пользу рассмотрения его дела судьей.
Ходатайство о рассмотрении дела присяжными заседателями было представлено стороной обвинения.
В январе Парламент внес изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым, стало возможно, чтобы суд присяжных заседателей рассматривал те дела, в которых обвиняемыми являются высокопоставленные лица.
Решение своих клиентов об избрании судьи для рассмотрения их дела адвокаты обвиняемых разъяснили тем, что существует высокая вероятность того, что присяжные заседатели будут предвзятыми против обвиняемых.
Адвокат Бачо Ахалаия Малхаз Велиджанашвили заявил, что власти и Прокуратура способствовали разжиганию негативного общественного настроя против его клиента.
«Отказ от присяжных заседателей был обусловлен тем, что Прокуратура представила обвиняемого, в частности, Бачо Ахалаия в таких условиях, что у населения создало такое впечатление, что он виновен не только в этом преступлении, но и в других преступлениях, представила очень плохой личностью, и исходя из этого, все люди, кто бы принял участие в качестве присяжных заседателей, были бы предвзятыми и у них заранее была бы сформирована своя версия, и исходя из этого, это решение не было бы объективным», — заявил журналистам адвокат после завершения судебного заседания.
В начале ноября, когда Ахалаия был задержан и в качестве меря пресечения ему избрали предварительное заключение, первоначально его обвинили в превышении служебных полномочий, что касалось дела о плохом обращении с солдатами в октябре 2011 года, когда он занимал пост министра обороны.
Тогда его обвинили в незаконном лишении свободы, и это касалось обвинений об избиении нескольких человек и лишении их свободны на несколько часов в сентябре 2011 года.
Что касается обвинения в пытках, которое было предъявлено ему в средних числах ноября 2012 г., оно касается дела негуманного обращения с более десятка солдатами в феврале 2010 года, во время работы Ахалаия на должности министра обороны.
На прошедшем 5 марта предварительном судебном слушании в Тбилисском городском суде судья также не удовлетворил ходатайство стороны зашиты о прекращении уголовного преследования против всех представленных в деле восьми обвиняемых – Бачо Ахалаия, Георгия Каландадзе, Гага Мкурналидзе, Зураба Шаматава, Мераба Кикнадзе, Александра Гиоргадзе, Манучара Дараселия и Георгия Кинцурашвили (Дараселия и Кинцурашвили скрываются).
При объявлении этого решения судьи сторонники обвиняемых в знак протеста покинули зал заседания.
Сторона обвинения просила прекращения уголовного преследования по причине наличия недостаточных доказательств в деле.
Однако судья Эка Арешидзе удовлетворила ходатайство Прокуратуры о начале рассмотрения дела по существу, и оно было назначено на 18 марта.
Кроме тех обвинений, которые рассматриваются на текущем процессе, Прокуратура 1 и 2 марта выдвинула дополнительные обвинения Ахалаия.
1 марта Прокуратура обвинила Ахалаия в превышении служебных полномочий, заявив, что Бачо Ахалаия в марте 2006 года, когда он руководил пенитенциарной системой, избил нескольких заключенных, вслед за чем последовал бунт в Ортачальской тюрьме №5, в результате которого погибли семь заключенных.
2 марта Прокуратура выдвинула Ахалаия обвинения по фактам пыток, негуманного обращения и превышения служебных полномочий. Дело касается ненадлежащего обращения с сотрудниками Первого управления Департамента по особым поручениям МВД в августе 2012 года, когда Ахалаия занимал пост министра ВД, в связи с теми политическими симпатиями, которые они проявляли к тогдашней оппозиционной коалиции «Грузинская мечта».