Новости

ГМ и ЕНД не могут достичь соглашения на переговорах


Председатель Парламента Давид Усупашвили в своем телевизионном выступлении говорит о деталях переговоров с Национальным движением, 20 февраля. Фото: Пресс-служба Парламента

Несмотря на то, что соглашение по всем вопросам конституционной тематики о разделе власти достигнуто на переговорах между «Грузинской мечтой» и Единым национальным движением, расхождения остаются по условиям возможной амнистии публичных служащих, — заявили председатель Парламента Давид Усупашвили и лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе на проведенных 20 февраля отдельных брифингах.

«В результате интенсивной работы в течение нескольких дней достигнуто соглашение по всем вопросам конституционной тематики, но реализация этого соглашения стала невозможной из-за отсутствия соглашения по одному другому вопросу – амнистии публичных служащих, который был выдвинут Национальным движением в последний момент», — заявил Давид Усупашвили.

«Несмотря на это, хочу поблагодарить тех представителей парламентского меньшинства, которые участвовали в процессе переговоров. Они проявили достаточную добросовестность и профессионализм, но, к сожалению, результат не был достигнут, и, надеюсь, что в будущем будем работать более продуктивно», — заявил он.

Он озвучил детали тех предложений, которые были представлены сторонами друг другу в процессе переговоров.

По словам Усупашвили, Грузинская мечта в конце декабря предложила Национальному движению одно предложение – изъять из Конституции тот пункт, который позволяет президенту сформировать новое правительство без согласия Парламента.

После этого, Национальное движение выдвинуло новые встречные вопросы, в том числе: предложение о досрочном вхождении в силу части конституционных поправок, принятых в 2010 году, включая то положение, которое касается увеличения кворума, необходимого для принятия конституционных поправок, с 2/3 (100 голосов) до 3/4 (113 голосов); Отражение прозападного курса Грузии в Конституции и оставление Парламента в Кутаиси.

Давид Усупашвили заявил, что по положению на 15 февраля, Грузинская мечта согласилась на следующие вопросы:

  • После принятия конституционных изменений установление кворума на уровне 3/4 вместо 2/3; 
  • Перенесение голосования по конституционной поправке о возвращении Парламента из Кутаиси в Тбилиси до осени потому, что «члены Парламента обязаны терпеть те условия, которые есть в Кутаиси с точки зрения парламентской работы, если это было бы необходимо для достижения этого соглашения»; 
  • Только частичное вхождение в силу принятой в 2010 году конституционной модели, чтобы президенту оставить право на назначение губернаторов, модель преодоления президентского вето квалифицированным большинством и осложненные процедуры по импичменту президента; 
  • Отражение в Конституции тексте, предложенного Национальным движением, относительно внешнеполитических приоритетов.

В связи с предложением Национального движения об отражении в Конституции внешнеполитического курса страны Давид Усупашвили заявил: «Их текст, считаем, что не был оптимальным, но для того, чтобы избежать спекуляций не эти темы, премьер-министр предоставил им полный карт-бланш – «принесите, какой текст вы желаете, только с тем условием, что этот текст должен быть согласован с представителями самих ЕС и НАТО», чтобы наоборот, какими-то записями не испортить дело в этом направлении».

По информации председателя Парламента, когда стороны на переговорах «договорились обо всем этом», со стороны Национального движения 16 февраля «было выдвинуто дополнительное условие», в частности, «безусловная и полная амнистия для всех публичных служащих» — начиная от президента и заканчивая рядовыми сотрудниками муниципалитетов, полная амнистия по всем тем преступлениям, которые возможно они совершили до 1 ноября 2012 года, кроме насильственных преступлений, преступлений, направленных против конституционного устройства и против человечества».

На это, по словам Усупашвили, ответным предложением «Грузинской мечты» 17 февраля было то, что «мы были готовы именно на этих условиях распространить амнистию в отношении публичных служащих среднего и нижнего уровня, только не на совершенные до 1 ноября преступления, а до 1 октября – это важно потому, что, как вам известно, с 1 октября по 1 ноября много чего произошло».

Он также заявил, что вместе с тем «Грузинская мечта» согласилась на «частичную амнистию» по всем остальным высокопоставленным должностным лицам, перечень которых содержится в законе об интересе конфликтов, и вместе с другими охватывает: президента, депутатов, министров и их заместителей, губернаторов, гамгебели, судей, членов Высшего совета юстиции, прокуроров.

«Это около 1500 служащих высшего ранга… для которых мы были готовы к частичной амнистии. В частности, если они были бы обвинены в каком-либо преступлении и они признали бы совершение этого преступления, тогда всех их освободили бы от уголовного наказания и единственным наказанием для них осталось бы лишение права на работе в публичной службе на пятилетний срок», — заявил Усупашвили.

«На наше предложение от Национального движения мы получили отказ», — заявил глава Парламента.

После этого Национальное движение, по его словам, в процессе переговоров 18 февраля представило «окончательное предложение» о том, чтобы вновь осуществить «полную и безусловную амнистию» для всех, кроме президента, членов правительства и тех членов Парламента, за исключением тех насильственных преступлений, которые были совершены до 1 октября 2012 года.

По его оценке, различие между предложениями «Грузинской мечты» и Национального движения «очень большое», так как Национальное движение требует полной амнистии для должностных лиц высокого и среднего рангов.

«На это мы не можем дать согласия, так как, это будет неправильно, это будет несправедливо, это будет означать, что мы обратно забираем наши предвыборные обещания, и что мы никак не отвечаем грузинскому народу, почему прощаем всем все, кроме членов правительства, президента и членов Парламента», — заявил Усупашвили.

После озвучивания деталей переговоров, председатель Парламента перечислил те конкретные шаги, которые планирует предпринять «Грузинская мечта»:

«Несмотря на позицию Национального движения, мы подготовим и в течение двухнедельного срока приступим к обсуждению в Парламенте законопроекта об амнистии, который будет основываться на тех принципах, которые мы предложили Национальному движению 17 февраля;

Второе, в случае необходимости, мы проголосуем за конституционные поправки о запрете президенту прав на единоличное создание правительства, вслед за развитием политических событий;

Третье, до конца весенней сессии мы не будем ставить на голосование вопрос о конституционной поправке по поводу местонахождения Парламента;

Четвертое, продолжатся попытки достижения интерфракционного соглашения по внешнеполитическим приоритетам страны, но в любом случае, до 15 марта Парламент Грузии примет резолюцию на эту тему, в которой будут расписаны все вопросы… которые необходимы для декларирования неизменности внешнеполитического курса Грузии и об интенсификации по целому ряду направлений;

Пятое, мы создадим Конституционную комиссию для подготовки конституционной реформы, в том числе и для разработки возможных моделей отражения в Конституции европейского выбора страны. В комиссию войдут представители квалифицированных политических партий, гражданского общества, эксперты, представители международного содружества. Это будет конституционной комиссией, которая будет работать и по всем другим вопросам, которые нужно исправлять в Конституции.

Шестое, созданная с целью с целью усовершенствования избирательного законодательства и инфраструктуры интерфракционная группа с 1 марта приступит к интенсивной работе и для работы в этой группе будут приглашены представители непарламентских партий и неправительственных организаций;

Седьмое, мы разработаем и до 1 марта ознакомим общество с комплексным планом, целью которого будет:

  • Строжайшее соблюдение общественного порядка на мероприятиях с участием президента и других представителей оппозиции, чтобы никому не предоставлять возможности для провокаций и возможности получения политических дивидендов на этом;
  • Неуклонное соблюдение конституционных и процессуальных прав лиц, преданных уголовной ответственности. О деталях расскажем позже, но у нас есть очень много планов, в том числе и создание групп мониторинга с подключением международных экспертов, чтобы закончить спекуляции о том, что мы имеем дело с политическим преследованием, если преступники предстают перед правосудием;
  • Неуклонное соблюдение законных прав и интересов служащих местного самоуправления и публичных учреждений. Знаем, что к этому вопросу также есть высокий интерес и есть определенные проблемы; 
  • Полноценное и своевременное информирование международного сообщества по происходящим в стране процессам, в том числе и по уголовным делам, возбужденным в отношении бывших или действующих высокодолжностных лиц, уличенных в совершении преступления. На международной арене уже не будет эксклюзива Национального движения».

Председатель Парламента там же отметил, что это не означает, что диалог с оппозицией прекращается, но «мы также не может ограничиться только безрезультативным диалогом».

«Беспочвенная строптивость и затягивание времени, выдвигая все новые условия, это роскошь оппозиции. Власти же обязаны, в первую очередь, делать дело и быть готовым к диалогу», — заявил он.

Он еще раз подчеркнул, что представленный «Грузинской мечтой» План действий из семи пунктов отвечает всем вопросам, возникающим в процессе переговоров, и «на любом этапе его осуществления можно продолжить переговоры и достичь широкого политического согласия, если у оппозиции будет такое желание и способность».

Через несколько минут после телевизионного выступления Усупашвили, лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе сделал заявление для СМИ, в котором он подтвердил, что именно связанное с публичными служащими направление было тем, что помешало достижению окончательного соглашения.

В своем комментарии Бакрадзе подтвердил все те детали, которые о которых говорил Усупашвили относительно переговоров, связанных с конституционной тематикой; Он также подтвердил, что, несмотря на проблемы, соглашение было достигнуто и в отношении отражения западного курса страны в Конституции.

Однако он заявил, что вопроса «о приостановлении давления и политического преследования» Национальное движение не выдвигало в последний момент и разговоры на эту тему в ходе переговоров велись постоянно.

«К этому времени допрошено более 15 тысяч человек только по единственному признаку, что они в той или иной форме связаны с Национальным движением», — заявил Бакрадзе и добавил, что он не имеет в виду те дела, которые связаны с обвинениями относительно насильственных преступлений, и которые «мы не рассматриваем, как часть политического преследования».

По его словам, Национальное движение предлагает распространить амнистию в отношении «тысяч» бывших и действующих служащих, но не в отношении лиц высоких должностей. «Если на уровне лидеров, на уровне государственных политических должностных лиц были какие-то проблемы, ошибки или преступления, никто не требует иммунитета для себя, никто не просит прощения для самого себя», — заявил он и добавил, что предложение «Грузинской мечты» не касается широкого спектра публичных служащих.

Аналогично Усупашвили, Бакрадзе также заявил, что «Национальное движение» готово продолжить переговоры «по всем тем конкретным вопросам», о которых председатель Парламента говорил в своем заявлении.

This post is also available in: English ქართული

Back to top button