В качестве юридических лиц публичного права до сегодняшнего дня в Грузии зарегистрировались четыре религиозные группы, и это стало возможным вы результате принятых летом законодательных изменений, против которых были проведены двухдневные акции протеста под руководством представителей Грузинской Православной Церкви.
Управление мусульман всея Грузии стало первой религиозной группой, которая зарегистрировалась в июле в качестве ЮЛПП. Впервые данная группа была зарегистрирована в январе 2011 года, как некоммерческая организация и ее создание вызвало жесткую реакцию со стороны расположенного в Баку Управления мусульман Кавказа, которое также имеет офис и в Тбилиси и защищает интересы мусульман Грузии. Руководитель управления Аллахшукюр Пашазаде назвал формирование новой группы авантюрой властей Грузии.
Другими группами, которые также зарегистрировались в Грузии в рамках принятых законодательных изменений, являются Апостольская администратура католиков латинского обряда Кавказа; Ассирийско-халдейская католическая община Грузии и Духовное собрание езидов Грузии.
До принятия законодательных изменений в июле, религиозные группы, кроме Грузинской Православной Церкви, особая роль которой признана оформленным в 2002 году с государством Конкордатом, могли зарегистрироваться только в качестве некоммерческих лиц частного права. Однако такая форма регистрации вызывала протест со стороны некоторых религиозных меньшинств, по заявлению которых, данная форма регистрации лишало их привилегии признания в качестве официальной религии.
Законодательные изменения вызвали протест со стороны Грузинской Православной Церкви; В результате, 9-10 июля, после того, как президент Саакашвили подписал принятые Парламентом законодательные изменения, на улицах Тбилиси были проведены демонстрации протеста. Позже Патриархия Грузии ослабила позицию и призвала власти проводить тесные консультации с ГПЦ при решении вопросов, связанных с религией.
В интервью телекомпании «Имеди», которое было передано в эфир 24 сентября, президент Саакашвили заявил, что приняв эти законодательные изменения, власти сказали своим гражданам: «вы все равноправны, мы вас любим в равной мере».
Саакашвили также заявил, что, в отличие от своего предшественника Эдуарда Шеварднадзе, он не поддался бы на давление, которое исходило от уличных акций протеста по данному вопросу.
Он имел в виду события сентября 2003 года, когда в результате вмешательства Грузинской Православной Церкви, в том числе и путем проведения акций протеста у здания Парламента, было сорвано подписание соглашения между Грузией и Ватиканом. Это соглашение должно было обеспечить юридические права Римской Католической Церкви в Грузии. Эдуард Шеварднадзе, который тогда занимал пост президента, поддался позиции ГПЦ и в последнюю минуту поменял планы подписания межгосударственного договора с Ватиканом. В результате кардиналу Жан Луи Пьер Торану, который в то время был министром иностранных дел Ваикана и находился в Тбилиси с целью подписания соглашения, пришлось отправиться обратно с пустыми руками.
По словам Саакашвили, тогда кардинал Жан Луи Пьер Торан сказал «предсказательную фразу», согласно которой, если правительство боится вышедших на улицу 100 человек и не осознает, что речь идет о фундаментальных ценностях, этому праивтельство долго не продержаться. В «предсказательном» характере слов кардинала Саакашвили имел в виду «Революцию роз» 2003 года.
«Поэтому, не 100 человек, а даже если 100 тысяч человек вышли бы, я бы все равно сделал это», — заявил Саакашвили, — «И я объяснил бы моим гражданам, почему делаю это – потому, что я хочу сильную Грузию, Грузию, которая основывается на единстве равноправии и равных шансов для людей любого происхождения».