Деметрашвили: Единственным путем увеличения количества депутатов Парламента является референдум

Увеличение количества депутатов в Парламенте от 150 до 190 человек без проведения нового референдума будет нарушением закона, – заявил бывший председатель Конституционный суд Грузии Автандил Деметрашвили 29 июня.

Одна из ключевых частей соглашения по реформе избирательной системы Грузии, которое подписали правящее Национальное движение и несколько оппозиционных партий 27 июня, предусматривает увеличение количества депутатов до 190 человек. Реализация этого решения сталкивается с правовыми проблемами, так как, по заявлению оппонентов, это будет противоречить результатам референдума 2003 года, в ходе которого 83,5% избирателей поддержали сокращение количества депутатов с 235 до 150 человек.

Согласно Органическому закону Грузии «О референдуме», решение, принятое в результате референдума, может быть пересмотрено или отменено только путем проведения нового референдума».

«Существует только один способ увеличить число депутатов, и это проведение нового референдума. Если это изменение не будет осуществлено таким путем, то это будет грубым нарушением закона, и я не исключаю, что это также будет нарушением и Конституции», заявил Автандил Деметрашвили 29 июня корреспонденту «Civil.Ge».

Один из соавторов Конституции Грузии, Автандил Деметрашвили был первым председателем Конституционного суда Грузии в 1996-2001 гг., а в 2009-2010 гг. он возглавлял государственную комиссию, разработавшую новую модель Конституции, которая войдет в силу в конце 2013 г. В настоящее время Деметрашвили возглавляет расположенный в Батуми Региональный центр по исследованию и поощрению конституционализма, целью которого является предоставление правовой помощи по законодательным и конституционным вопросам.

По словам Деметрашвили, тот факт, что результаты референдума 2003 года не были обжалованы в Конституционном суде, и также не был обжалован тот факт, что результаты референдума были отражены в законодательстве с нарушением одномесячного срока в феврале 2005 года, означают, что «эти правила действуют».

По заявлению Деметрашвили, единственное, что может быть обжаловано в Конституционном суде на данном этапе, заключается в том, чтобы в Конституционный суд может быть внесен индивидуальный иск, который не имеет срока давности, и в котором истец опротестует тот факт, что результаты референдума были отражены в законодательстве с нарушением одномесячного срока и чтобы по этой причине был бы признан недействительным Первый пункт Статьи 49 Конституции Грузии, который касается количества депутатов в Парламенте.

"Однако, если бы я был судьей, я бы не поддержал удовлетворение этого иска, так как воля народа, выраженная на референдум относительно этого вопроса, стоит выше, чем решение его представительного законодательного органа (Парламента)», – сказал Деметрашвили.

По его словам, даже если Конституционный суд примет решение об отмене поправки к конституционному закону, связанной с количеством депутатов, результаты референдума все равно останутся в силе.

Автандил Деметрашвили также заявил, что существующим фактом является то, что решение Парламента о сокращении количества депутатов Парламента с 235 до 150 человек было отражением результатов референдума в законодательстве и их приведение в соответствие с законодательством.

Правящая партия заявляет, что в то время, когда было принято это решение, Парламент формально не основывался на результатах референдума.

Деметрашвили прокомментировал аргумент правящей партии, согласно которому результаты референдума являются неконституционными, так как Второй пункт Статьи 74 Конституции гласит, что «недопустимо проводить референдум для принятия или отмена закона».

Содержание заданного на референдуме 2003 года вопроса касалось внесения изменений, а не «принятия или отмены» закона. Однако законодательная поправка осуществляется путем принятия закона о внесении изменений или дополнений.

По заявлению Деметрашвили, формулировка вопроса на референдуме – «Согласны ли вы, чтобы количество членов Парламента Грузии было бы сокращено и определено в количестве не более 150 депутатов», не содержит прямого вопроса об отмене или принятии закона.

«Таким образом, проведение референдума было легитимным и признание его результатов недействительными, по моему мнению, невозможно», иначе, если не путем проведения нового референдума», – заявил Деметрашвили.

Согласно Закону «О референдуме», «Референдум может быть проведен только по особо важным государственным вопросам, в том числе, по вопросам и принципам, предусмотренным законами Грузии, международными договорами и соглашениями».

Согласно тому же закону, принятое в результате референдума решение входит в силу сразу после его опубликования, имеет юридическую силу прямого действия и является окончательным; Власти Грузии обязаны, исходя из результатов референдума, привести в соответствие законодательство Грузии и другие акты.

Право признать результаты референдума недействительными имеет только Конституционный суд.

Закон «О Конституционном суде» говорит, что иск по поводу конституционности проведенного референдума вносится ЦИКом «в течение 7 дней со дня опубликования результатов референдума». Правом на внесение иска обладают также не менее 1/5 членов Парламента, президент Грузии и народный защитник.

This post is also available in: English (Английский) ქართული (Georgian)

Exit mobile version