Торговая война – оценка возможных экономических и политических последствий

По предположению экспертов, за инициированной российской стороной торговой войной с Грузией могут последовать более серьезные политические последствия для властей Грузии, чем создать экономические проблемы стране.


После запрета Москвой импорта вина из Грузии в марте нынешнего года, Агентство по защите прав потребителей РФ заявило, что санкции могут затронуть также и грузинские минеральные воды. Государственная Дума России 19 апреля уже поддержала это решение своей резолюцией, мотивировав свои действия необходимостью защиты здоровья потребителей в России.


Экономические последствия


Из-за богатого урожая винограда в 2005 году, по предположению официальных представителей властей Грузии, экспорт вина в Россию должен был возрасти значительно и в 2006 году должен был достичь 100 миллионов долларов.


В 2005 году Грузия осуществила экспорт вина в Россию в объеме 63 миллионов долларов. По сообщению Государственного департамента статистики Грузии, в прошлом году 87% экспорта вина из Грузии приходилось на долю России.


Власти Грузии попросили Международный валютный фонд оценить те экономические последствия, которые могут последовать за потерей российского рынка для грузинского вина.


Роберт Кристиансен, региональный представитель МВФ в Грузии, заявляет, что Грузия «хорошо организована» с макроэкономической точки зрения и «винный шок» не должен вызвать макроэкономическую нестабильность.


«100 миллионов (приблизительно на эту сумму должна была экспортировать Грузия в 2006 году вино в Россию) звучит как большие деньги, но для экономики Грузии это не так… Экономика Грузии значительно больше. Экономика Грузии составляет около 6 миллиардов долларов США, так что, 100 миллионов не будет большим ущербом», – заявил Роберт Кристиансен 19 апреля в интервью «Civil.Ge».


«Таким образом, на макро уровне – ущерб не велик; А на микро уровне потери могут быть большими», – заявил он.


По его словам, экономический рост может быть замедлен незначительно, что будет менее 1%. «Если Грузия сможет продать вино где-нибудь в другом месте, воздействие на (экономический) рост будет еще более незначительным», – отметил он.


По прогнозам МВФ, экономический рост в Грузии в 2006 году составит 6-7%.


Роберт Кристиансен также заявил, что это может оказать определенное воздействие и на другие сферы деятельности, так как некоторые производители вина могут пострадать серьезно.


Тысячи людей, работающих в этой отрасли, в том числе сотрудники винзаводов и особенно, кахетинские крестьяне, пострадают чувствительно в том случае, если произведенное им вино и собранный урожай не будет продан.


По словам Роберта Кристиансена, несмотря не то, что у МВФ есть чрезвычайные институты, которые в случае «торгового шока» помогают странам, такой механизм не будет использован в случае с Грузией, так как «торговый шок тут не такой масштабный».


«У правительства сильные резервы… Так, что на этот раз какая-либо финансовая помощь им не нужна», – отметил он.


По его словам, даже в том случае, если запрет коснется и минеральных вод, за этим не последует дополнительное макроэкономическое воздействие. «Объем экспорта минеральных вод значительно меньше (экспорта) вина. И в отличие от вина, экспорт минеральных вод более диверсифицирован», – заявил он.


По сообщению Государственного департамента статистики Грузии, в 2005 году Грузия экспортировала в Россию минеральные воды на 23,6 миллионов американских долларов, что на 10 миллионов превышает показатель 2004 года.


По сообщению компании GGMW, 80% грузинской минеральной воды «Боржоми» отправляется на экспорт за границу, более половины из этого – в Россию, а остальные 40% – в другие 27 стран мира.


Официальные лица и обозреватели заявляют, что возникшие с Россией противоречия вокруг вина имеют и позитивную сторону, так как, это дает возможность производителям вина улучшить качество вина и произвести диверсификацию иностранных рынков.


«Перемены сложные. У России большой рынок, это легкий рынок и огромен для производителей вина. Уходить с этого рынка очень сложно, но страны и компании делают это постоянно», – заявил региональный представитель МВФ.


Представители Союза виноделов Грузии, которые побывали в Москве на прошлой неделе, на пресс-конференции 19 апреля заявили, что приоритетом Союза виноделов остается возобновление поставок грузинского вина на российские рынки.


Государственный министр Грузии по экономическим реформам Каха Бендукидзе несколько раз призвал виноделов Грузии, сфокусироваться на поиски новых рынков, а не на российском рынке, который уже доказал свою ненадежность.


«Представьте, что на севере расположено море, а не Россия. Кому продадим вино? Морю?», – передавали грузинские СМИ слова Кахи Бендукидзе.


Политические последствия


Если российский рынок будет закрыт для грузинского вина и местные производители не смогут выйти на новые рынки, спрос на виноград в нынешнем году резко упадет, что напрямую нанесет удар по тысячи крестьянам в Кахети, где расположены 60% виноградников всей Грузии. В масштабах страны виноградники расположены на 37 тысячи гектарах.


Сбор урожая винограда (ртвели) начинается в сентябре, незадолго до назначенных на осень местных выборов. Президент Саакашвили 17 апреля заявил, что выборы пройдут, предположительно, в ноябре.


По словам политических обозревателей, снижение спроса или цены на виноград вызовет недовольство тысяч крестьян в отношении властей, что может создать серьезную проблему администрации Саакашвили, который уже озвучил обещание «спасти грузинское вино».

Exit mobile version