Слабая оппозиция в Грузии

“Революция роз” отрицательно сказалась на политических партиях








Партий будут бороться за  150 вакантных
мест в парламенте.
9 января исполняющая обязанности президента  Нино Бурджанадзе объявила 28 марта днём проведении  парламентских выборов. Оппозиционные партии  и некоторые наблюдатели считают, что ранние парламентские выборы  нанесут ощутимый удар  по политическому плюрализму в стране.

Как известно, в прошлом году  Верховный суд  отменил результаты  выборов  2 ноября, хотя  в силе остались результаты выборов мажоритарных  депутатов. Соответственно, 28 марта выборы состоятся по партийным спискам и политические силы будут бороться за  150 вакантных  мест в парламенте.

Но один единственный вопрос, который возникает у наблюдателей и оппонентов  нового руководства это, смогут ли другие политические партии, кроме “Национального движения” и “Бурджанадзе-Демократы,” которые сыграли ведущую роль в ноябрьской революции, попасть в парламент?

Если рассматривать результаты исследования общественного мнения, которое было проведено в конце декабря при поддержке Фонда “Открытое общество-Грузия,” ответ на этот вопрос будет отрицательный. “Национальное движение” и “Бурджанадзе-Демократы,” как известно намереваются объединиться и принять участие в парламентских выборах единым списком, в таком случае это объединение, согласно результатам исследования, наберет 76% голосов. Другие политические партии, на основании того же исследования, не смогут преодолеть и  7%  барьера.

Кроме большой популярности,  “Национальное движение” и “Бурджанадзе-Демократы” так же обладают огромным административным ресурсом, чему в грузинских выборах часто  придается решающее значение.

“Одно время находившиеся в оппозиции (Саакашвили, Бурджанадзе и Жвания) сейчас сами взяли бразды правления и остались без оппозиции” – говорит обозреватель радио “Свободы” Иа Антадзе.

Антадзе заявила Civil.Ge, что избирательный блок Шеварднадзе распался сразу же после его ухода. Одна часть влиятельных политиков, поддерживающих предыдущее руководство, оставила политику. Другим представителям этих кругов, предъявлены  обвинения в финансовых махинациях, и они объявлены в розыск. Ряд партии,   воздержавшихся от  участия в ноябрьской революции, потеряли  из за этого поддержку населения.

“Конечно, такие политические партии, которые до революции пользовались определенной  поддержкой, напр. “Лейбористы”, “Возрождение”, “Новые Правые”, “Промышленники”  продолжают свою деятельность, хотя их влияние и сила ощутимо уменьшилась после ноябрьских событий” – заявляет Ия Антадзе.

Упомянутые партии кроме “Возрождения”, пытались заставить новые власти перенести  проведение выборов на май или июнь, хотя как видно у этих партий, отсутствует какая либо сила для оказания влияния на решения нового руководства.

“Исходя из интересов государства, мы не смогли принять во внимание просьбы представителей некоторых партий о переносе выборов на май месяц, так как  необходимо  в кротчайший срок восстановить законность и возвращение политической жизни в нормальное русло” – заявила 9 января  Нино Бурджанадзе.

Оппозиция опасается, что  ранние выборы отнимут у  партий возможность проведения эффективных предвыборных компаний.  


“Жаль, что власти не рассмотрели наших  предлолжений. Это с их стороны большая ошибка” – заявила представитель “Новых правых” Пикрия Чихрадзе.

Оппозиция также заявляет, что ранние выборы создают угрозу политическому плюрализму, в результате чего государство получит однопартийный парламент, без какой либо оппозиции.

Некоторые политические объединения уже пытаются, как ни будь приспособиться   к полностью измененной после революции политической реальности и приступили к  созданию коалиций.

“Традиционалисты” и национал-демократическая партия  уже создали блок. После выдвижения  единого кандидата  на президентские выборы со стороны «Национального движения» и “Бурджанадзе-Демократов” Михаила Саакашвили, лидер “Традиционалистов” Акаки  Асатиани отделился от своих  революционных союзников и совместно с национал–демократической партией пытается  создать отдельное объединение правых сил,  в рядах которой Акаки Асатиани видит и “Новых правых”.

“Я вас убеждаю, что если произойдет объединение,  то на парламентских выборах
мы добьемся успеха” – заявил Акаки Асатияни в интервью для Civil.Ge. 

Хотя как заявляют “Новые правые”, ни какие консультации, о создании блока ни с каким политическим объединением  не ведутся.

“Мы не собираемся проводить никаких консультаций с “Традиционалистами” или объединяться с ними. Мы остаемся оппозиционной партией и продолжаем борьбу в рамках Конституции  против нынешней власти” – заявил  член “Новых правых” Давид Саганелидзе.

Существует информация о возможном объединении “Промышленников”, которые   согласно опубликованным результатам  парламентских выборов 2 ноября не смогли преодолеть 7% барьер, с “Новыми правыми”. Но пока еще не одна сторона не подтвердила  и не опровергла это.

“Мы готовы к сотрудничеству со всеми партиями. Хотя пока не можем назвать конкретную партию. Мы активно работаем и еще более активизируем нашу деятельность” – заявил в своем интервью Civil.Ge один из лидеров “Промышленность спасет Грузию” Зураб Ткемаладзе.

Независимо участвовать в будущих выборах, так же собирается и лейбористская партия, которая  в результате парламентских выборов 2 ноября вышла на четвертое место.

“Лейбористская  партия, является сильным политическим объединением и будет продолжать бороться независимо” – заявил в разговоре с журналистом Civil.Ge  член партии Гела Данелия.

Хотя надо отметить, что до 300-от членов партии, региональных организаций во время ноябрьских событий в знак протеста покинули ряды партии и объявили поддержку объединенной оппозиции.

Независимо действовать  собирается  и “Возрождения”, лидером которой  является  руководитель Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе.

Партии не будет трудно достичь успеха на предстоящих парламентских выборах, если она будет придерживаться той же тактики, то есть  если  в Аджарии выборы будут проведены  вновь с тотальными нарушениями и центральное правительство не отреагирует на эти нарушения, как это было до сих пор.

“Это самый острый вопрос на сегодня, какая реакция будет у руководства в том случае, если выборы в  Аджарии пройдут  вновь с многочисленными нарушениями. Пока ответа на этот вопрос ни у кого нет, хотя в том случае если “Возрождение”  будет вновь действовать теми же методами  преодоление 7% барьера будет нетрудно” – заявила Ия Антадзе.

Создать политическую партию  собирается  и бывший губернатор Имеретии Темур Шашиашвили, который  участвовал в президентских выборах 4 января и получивший 2% голосов. Хотя он пока еще не называет своих политических союзников.

Одна часть независимых экспертов, исходя из угрозы создания однопартийного парламента,  заявляет, что  барьер должен быть снижен с 7% до 5%.

“Снижение 7% барьера оправданно. Во первых  голоса тех партий, которые получат до 7%, но не смогут преодолеть его, практически потерянны, что составляет значительное количество голосов. Кроме этого, этим самым можно будет избежать возможности попадания в парламент одной или двух партий” – заявляет  директор Фонда “Открытое общество-Грузия” Каха Ломаия. Это мнение разделяет и юрист Давид Усупашвили.

Exit mobile version