Грузинская армия отметила свой юбилей с надеждами на вступление в НАТО

Вооруженные силы Грузии в день 12 годовщины своего сформирования выражают надежду на вступление в НАТО, хотя недостаточное финансирование, нехватка оснащения и квалифицированных специалистов значительно затрудняет переход грузинской армии на стандарты НАТО. Единственная надежда обращена вновь на иностранную помощь.

30 апреля Вооруженные силы Грузии отметили 12-ую годовщину существования. Выступая на праздничном мероприятии, министр обороны Грузии Давид Тевзадзе заявил, что за это время самым главным достижением стало формирование тенденций развития армии.

“Главное, что мы развиваемся. Багдад брать не будет, но кое-что мы уже можем”, – заявил Давид Тевзадзе 30 апреля.

Про-западная  ориентация грузинских вооруженных сил в основном увязывается с именем самого Давида Тевзадзе. Из 6 министров обороны, сменившихся за последние 12 лет, Давид Тевзадзе является единственным, кто получил высшее военное образование в США. 5 лет назад он был назначен на пост министра обороны при единодушной поддержке парламента. Тевзадзе сменил на этом посту Вардико Надибаидзе, который считался приверженцем про-российской политики.

Причину того, что грузинские солдаты пока не могут “взять Багдад”, министр обороны Грузии видит в недостаточном финансировании. “Грузинская армия настолько готова справиться с потенциональной угрозой, насколько финансируется”, – говорит министр обороны.

Примечательно, что после 19997 года в 2003 году из центрального бюджета страны впервые было увеличено финансирование вооруженных сил, и бюджет оборонного ведомства был определен в 62 миллиона лари (около 28 миллионов долларов). Хотя если пересмотреть статистику финансирования оборонной сферы, становится ясно, что сумма увеличена только на бумаге. В первом квартале нынешнего года Министерство обороны было профинансировано лишь на 75% от запланированной суммы.

Эксперты отмечают, что вооруженные силы и на самом деле развиваются, но выражают сожаление по поводу того, что это происходит лишь за счет иностранной помощи.

“В вооруженных силах Грузии реформы проводятся. Но развитие ВС сегодня больше зависит от иностранной помощи, нежели от внутренних ресурсов. Армия нуждается в большем внимании”, – заявил “Civil.Ge” военный эксперт, корреспондент Радио Свобода Коба Ликликадзе.

Эксперты считают, что увеличение оборонного бюджета в основном связано с программой “Трейнинга и экипировки” грузинских антитеррористических подразделений, финансируемой американской администрацией. Эту программу вполне обоснованно считают одним из важнейших событий в вооруженных силах Грузии за последние 12 лет. В Министерстве обороны надеются, что четыре батальона, которые прошли обучение по этой программе, дадут начало формированию грузинской профессиональной армии и станут ее опорой.

Грузинская сторона обязалась выплачивать зарплату 2300 военным, которые пройдут обучение по этой программе и продолжат военную службу.

Американская сторона на осуществление этой программы выделила 64 миллиона долларов. Соответственно США стали самым крупным донором грузинских вооруженных сил.

Огромный вклад в развитие грузинской вносит также и Турция. Играющая ведущую роль в регионе Турция обязалась также сформировать батальон быстрого реагирования в соседней Грузии. Этот последний проект, также как и американская программа, осуществляется успешно. Турция оказала техническую помощь также и грузинской Военной Академии.

По объему военной помощи Грузии следующие места занимают Германия и Греция. Германия взяла на себя подготовку грузинской роты, которая примет участие в миротворческой операции в Косово. До сих пор там прошли службу по принципу ротации 9 грузинских миротворческих взводов под турецким командованием.

По словам министра обороны Давида Тевзадзе, участие грузинских солдат в миротворческих операциях также вполне модно отнести к успеху национальных вооруженных сил за последние 12 лет.

“Очень важно, что грузинский флаг развевается в Косово. Не исключено, что грузинское знамя можно будет увидеть и на Востоке в самом ближайшее времени”, – заявляет Тевзадзе и намекает на возможную отправку грузинских военнослужащих в Ирак, в связи с чем консультации уже проводятся с американской стороной.

“В вооруженных силах резко чувствуется дефицит вооружений. На глаза бросается неразвитость военно-воздушных сил”, – сказал корреспонденту Коба Ликликадзе. По его словам, особая актуальность этой проблемы стала очевидна в прошлом году, когда территория Грузии несколько раз подверглась бомбардировке со стороны соседней России. В результате одного из таких инцидентов погиб один мирный житель.

Между прочим, по большому счету скромное вооружение грузинской армии обусловлено тем обстоятельством, что после развала Советского Союза грузинская сторона не получила часть советского вооружения и оснащения, которые в принципе, ей полагались по наследству. Президент Грузии не раз выражал протест в связи с этим, заявляя, что “Россия оставила Грузии лишь проржавевшие танки и вышедшую из строя военную технику”.

Кроме всего перечисленного, в грузинской армии одой из нерешенных проблем остается выполнение планов по призыву на срочную службу. План 2002 года провалился катастрофически. Необходимо отметить, что на улучшение выполнения планов по призыву молодых людей на военную службу не повлияло и то обстоятельство, что двухгодичный срок обязательной военной службы был сокращен на 6 месяцев.

Призывники и даже уже солдаты бегут от военной службы из-за несоответствующих условий. В некоторых военных частях продовольственный рацион солдат даже и близко не стоит с нормой. И тут же можно вспомнить, что во время военных бунтов в мае 2000 года и марте 2003 года участники этих событий причинами своего поведения назвали именно тяжелые социальные условия военнослужащих.

Но министр обороны Давид Тевзадзе случай уклонения от воинской службы и дезертирства объясняет еще и “недостаточной психологической подготовкой” призывников. По данным министра, за последнее время случаи дезертирства сократились.

Несмотря на множество проблем, власти Грузии надеются, что в ближайшие 5 лет Грузия обязательно станет членом НАТО. В ноябре прошлого года на саммите НАТО в Праге президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сделал официальное заявление о желании Грузии вступить в НАТО.  Шеварднадзе надеется, что Грузия постучится в двери НАТО в 2005 году.

Хотя все признают, что если Грузия и войдет в Североатлантический альянс, это произойдет не потому, что грузинская армия достигнет стандартов НАТО, а из-за того, что сам альянс заинтересован ускорением принятия Грузии в свои ряды.

Гога Чанадири, “Civil.Ge”

Exit mobile version