Здравоохранительная система Грузии: поиски путей для реформ

10-летние реформы не принесли даже надежд

Руководители системы здравоохранения Грузии гордятся, что к реформированию здравоохранительной сферы они приступили еще в 1993 году. Но, по прошествии 10 лет полученный результат никак нельзя назвать обнадеживающим.

В 90-х годах стало ясно, что бесплатная система здравоохранения советского типа начала разрушаться. В 1993 году было разработано несколько моделей реформирования системы здравоохранения. В 1995 году было решено, что, в систему здравоохранения должны были войти как субсидированные от государства, так и частное медицинское обслуживание и учреждения.

Но сегодня чиновники из Минздрава признают, что многие врачи, пациенты и сами официальные лица из Министерства здравоохранения крайне не довольны темпами и результатами реформы.

Замминистра здравоохранения Василий Чеишвили говорит, что главной причиной протестов против реформы является то, что “кроме нескольких экспертов ее сути и путей реализации никто не понимает”.

Многие врачи и представители властей признают необходимость реформ. По словам представителя Государственной страховой компании Грузии Мераба Кавтарадзе, советская система была очень неэффективной. “Во времена коммунистов мы всегда оставляли какой-то резерв для возможных военных действий. А сейчас, когда мы в принципе, живем в мирное время, проблемой стали излишние возможности, особенно в таких условиях, когда многие граждане не учитывают в своих расходах заботу о здоровье”.

Как отмечает заместитель государственного министра Акакий Зоидзе, величайшей проблемой системы здравоохранения Грузии является то, что в условиях малых потребностей в системе увеличились возможности. По словам Зоидзе, в 1998 году в Грузии было занято только лишь 32,7% больниц.

Очевидно и то, что в пост-советской Грузии за падением экономики последовало разрушение сети социальной безопасности и система здравоохранения уже не могла позволить себе бесплатное или же хотя бы частично бесплатное обслуживание. Зоидзе называет 4 основные проблемы: ограниченные общественные ресурсы, низкое жалование врачей, большое количество неучтенных платежей и финансовые барьеры, стоящие перед населением.

В пакете реформ было учтено несколько путей решения этих проблем. Первым из них было сокращение количества врачей и медицинских учреждений до нужного уровня; Второе – создание системы страхования здоровья. Общественная часть такой системы, которая осуществлялась Государственной компанией медицинского страхования, была нацелена предродовых медицинских осмотров и для социально незащищенных слоев населения, а частные страховые компании обслуживали бы более обеспеченных клиентов. Третий путь заключался в стимулировании  приватизации государственных медицинских учреждений и в создании системы сдачи в аренду неприватизированных учреждений.

Также планировались такие “детали”, как создание института “семейного врача”, развитие инфраструктуры общественного здравоохранения в провинциях, где население всегда испытывало недостаток врачей.

Реформы начались в 1995 году, но их практическое осуществление оказалось значительно труднее, чем предполагали. Но как считает Министерство здравоохранения, хотя бы тот факт, что до сегодняшнего дня сохранилась функционирующая система здравоохранения, является большим достижением.

Акакий Зоидзе считает, что определенный прогресс действительно существует. Например, на 20%-ов вырос показатель занятости учреждений, сдаваемых в аренду, удвоилась зарплата врачей, а неучтенные платежи почти не существуют. Но эти положительные перемены произошли только в тех нескольких больницах, где реформы осуществились с помощью финансирования из Всемирного банка. В остальных случаях ситуация остается незавидным.

Одной из главных задач реформ было сокращение количества действующих врачей. Вторая сертификация врачей началась к концу 90-х годов. Согласно новым правилам, врачи должны были проходить повторную сертификацию в 5 лет раз. Но из-за того, сами правила сертификации изменились несколько раз, эта система не смогла исполнить роль необходимого барьера. Большинство врачей смогло получить повторные сертификаты и сохранить рабочие места.

По плану, освобожденные врачи должны были получить серьезную компенсацию. Некоторые из них смогли бы стать социальными работниками, если у них было бы такое желание. Именно в это время дала о себе знать еще одна проблема – врачи не хотели терять свои рабочие места, и так как большая их часть работала в частных учреждениях, государство лишь могло выдавать рекомендации  об эффективном среднем количестве медицинских работников.

А главные врачи уже частных больниц и клиник, оставшиеся в руководстве еще с советских времен, не выказали никакого желания сокращать количество своих врачей.

“В моей поликлинике, которая была приватизирована несколько лет назад, у меня 37 сотрудников”, – говорить директор одной из тбилисских поликлиник. “Минздрав требует от нас сократить штаты. Но я уверен, что статус-кво устраивает как меня и моих врачей, так и пациентов. Министерство не должно вмешиваться в дела частной поликлиники”, – добавил он.

Многие наблюдатели считают, что переполненные медицинские штаты становятся источником коррупции и незаконных доходов главврачей.

“Официально я получаю какие-то копейки, а неофициально гораздо больше”, – говорить Акакий, хирург одной из общественных больниц Тбилиси. “Официально за каждую операцию врач получает 2-3 лари (около1-1,5 долларов) Поэтому он пытается обойти систему, чтобы как-то существовать”.

Частные клиники, также как и общественные, ведут двойную бухгалтерию, чтобы избежать уплаты налогов. В обоих случаях врачи предпочитают получать зарплату неофициально, и делиться с нею с вышестоящими.

Также тяжелым оказалось сокращение количества медицинских учреждений. Из-за того, что их большая часть уже приватизирована, их владельцы не желают идти по планам Минздрава по консолидации, оптимизации, реформирования и объединения. В результате, сокращение происходит за счет нескольких оставшихся госучреждений. Обычно, здание медицинского учреждения продается, а вырученные деньги перечисляются на счет Министерства здравоохранения.

Но даже в случае экономической неэффективности или искоренения двойной бухгалтерии, без крупных инвестиций осуществление реформ невозможно. А в этом деле Минздрав, так же как и вся страна, упирается на множество сложностей.

Недостаточность общественных фондов подрывает основы системы государственного страхования. Зачастую как в государственные, так и в частных медицинских учреждения отказывались от обслуживания пациентов, застраховавших свое здоровье в государственных страховых агентствах, так как они оказывали предпочтение наличным деньгам, чем надеждам когда-либо получить переводы сумм из государственного бюджета.

Частные же страховые компании ссылаются на несовершенную юридическую базу для их самостоятельной работы, или совместного функционирования частных и государственных систем.

На сегодняшний день операция в среднем стоит около 750 американских долларов. По подсчетам Министерства здравоохранения, средняя грузинская семья в случае необходимости может понести такие расходы. Но как считает Василий Чеишвили, в случае повышения платы за медобслуживание гражданам остается лишь то, чтобы пользоваться медицинским страхованием. Чеишвили надеется, что необходимость создания эффективной страховой системы, “обусловленной потребностями”, даст новый толчок реформам.

А в это время, очевидно, что государство не может руководить переменами в системе здравоохранения. Лучшие профессионалы переходят в частные клиники, а их обслуживание становиться все более недоступным для средних граждан. Успехи же реформ обесцвечиваются на фоне падения возможностей получить медицинское обслуживание за пределами Тбилиси.

Гига Чихладзе, “Civil.Ge”

Exit mobile version