Союз граждан создает новый альянс

“Социалисты” переходят в лагерь властей

О формировании альянса между “Социалистами” и “Союзом граждан Грузии” общественность официально узнала  25 ноября. С приближением парламентских выборов 2003 года, до сегодняшнего дня на политической арене особой активностью отличались, в основном, оппозиционные партии. По их примеру решили тесно сотрудничать и про-правительственные партии, создавая новые альянсы.

Для грузинского политического спектра сближение двух партий не было неожиданностью. Частые визиты на правительственные заседания, угрозы по отношению оппозиционных партий с парламентской трибуны о намерениях создать новое парламентское большинство – это те шаги, которые дали возможность Рчеулишвили отыскать местечко под крылом Шеварднадзе.

“Партнерство ради мира”, – такую оценку дал лидер “Социалистов” Вахтанг Рчеулишвили началу сотрудничества с партией власти.

Оглашение сотрудничества между двумя партиями совпало по времени с дополнительными парламентскими выборами, накануне которых кандидат “Социалистов” в Сабурталинском районе столицы Грузии Тбилиси снял свою кандидатуру в пользу кандидата от СГГ.

Тогда государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе, занимающий также и пост председателя СГГ, заявил, что “не было бы правильным, если наши кандидаты соперничали бы друг с другом; Эллекторат у на один. Мы уже проводим консультации по созданию единого блока, в который войдут несколько партий, в том числе и движения”. Но он не стал конкретизировать, какие это могут быть партии.

Очевидно, “партия власти” решила встречать парламентские выборы не в одиночестве. В этом смысле первый шаг был сделан по направлению социалистов.

“Хорошо, когда люди с таким мировоззрением соглашаются на определенный вид объединения. Лучше, когда еще перед выборами определится, кто стоит рядом с властями и кто в оппозиции”, – считает одна из лидеров оппозиционной партии “Новые правые” Пикрия Чихрадзе.

“Это закон природы, когда одинаковые люди, с одинаковым мировоззрением, с одинаковыми критериями действий и нравственными нормами в конце концов встают радом друг с другом. К ним еще присоединятся и другие силы, имеющие аналогичную политическую ориентацию”, – заявляет представитель “Объединенных демократов” Василий Маглаперидзе.

Примечательно, что в парламент нынешнего созыва “Социалисты” пришли с блоком “Возрождение”, поддерживающего лидера Аджарии Аслана Абашидзе. На выборах в 1999 году Вахтанг Рчеулишвили значительную часть голосов избирателей приобрел именно резкой критикой властей президента Шеварднадзе. “Побратавшись” с “партией власти” Социалисты окончательно порвали с “Возрождением”.

Лидер парламентской фракции “Возрождение” Джемал Гогитидзе категорически отрицает возможное участие его фракции в новом парламентском большинстве – “это только тем может прийти в голову, кого характеризует политическая неуравновешенность. Я рад, что отпадает лишний груз в виде “Социалистов”, – сказал Гогитидзе.

Сегодня в высшем законодательном органе Грузии проводятся интенсивные консультации по поводу создания нового парламентского большинства. Лидер “Социалистов” не раз указывал на необходимость создания такого большинства и для упрочнения своих позиций по этому вопросу он говорил о заметном снижении работоспособности парламента в последнее время.

Возможными членами будущего большинства называются три про-правительственные фракции – фракция СГГ, “Альянс ради новой Грузии” и “Танадгома”, а также “Социалисты”, фракция “Абхазия”, “Мажоритарии” и независимые депутаты. Не исключено, что бы к этому большинству присоединилась также и фракция “Промышленников”, без которой трудно будет набрать 118 голосов новому большинству.

Но сами “Промышленники” такую возможность считают нереальной. “Исключено, чтобы мы вошли в какой-нибудь альянс внутри парламента или перед выборами”, – заявляет один из лидеров фракции Зураб Ткемаладзе. Но смогут ли промышленники самостоятельно преодолеть 7%-ый барьер, чтобы войти в будущий парламент, достаточно сомнительно.

Неофициально, “Промышленникам” прочно уготовано место в большинстве. Как заявляет лидер фракции СГГ Виталий Хазарадзе, “по тематике наши партнеры не готовы взять ответственность на себя в связи с деятельностью властей. Поэтому создание политического большинства мне кажется сомнительным”.

“Формирование большинства зависит от того, сколько денег раздадут мажоритариям. Во время утверждения бюджета они торгуются, будто бы ради своего района, в реальности же большая часть трансфертов переходит в их карманы. Промышленники же надеются, что правительство если не в нынешнем году, то из бюджета следующего года обязательно подарит им 7 миллионов лари (около 3 миллионов долларов). Они ведь слишком далеки от политики, они думают, что политика – это вспомогательная дисциплина для протекции их бизнеса”, – заявила корреспонденту “Civil.Ge” представитель фракции “Традиционалистов” Майя Надирадзе.

После формирования большинства обязательно возникнет проблема лидерства. “Невозможно представить, как могут встать в линию за кем-нибудь такие фигуры как Рчеулишвили, Хазарадзе, Топадзе, Гогелия, отличающиеся высоким индивидуализмом”, – говорит представитель фракции “Возрождения” Георгий Таргамадзе.

Из-за того, что нет парламентского большинства, законотворческая работа парламента, безусловно, затрудняется. Неорганизованность, неспособность собрать кворум, неутвержденные законопроекты – это все стало обычным для сегодняшнего парламента. Хаотичная ситуация создает благоприятную почву для лоббирования личностных интересов и заключения сомнительных сделок.

Но правительству вовсе не трудно набирать достаточное количество голосов при принятии важнейших решений, несмотря на политическую пестроту парламента. За последнее время сумели даже собрать конституционное большинство, когда парламент определял статус Абхазии в Конституции Грузии, и при утверждении Конституционного договора между государством и Православной Церковью Грузии.

Скорее всего, официальное оформление большинства в Парламенте Грузии вопрос политической воли, так как перед выборами, когда в стране создалась слишком плачевная обстановка во всех сферах, у неофициального большинства нет никакого желания брать ответственность на свои плечи, потому и затягивается официальное оглашение формирующегося большинства.

Нино Хуцидзе, “Civil.Ge”

Exit mobile version